Морские ворота Камчатки

История

Камчатка. Авачинская губа

На берега Авачинской губы русские первопроходцы попали сначала посуху, двигаясь с западного побережья Камчатки. Из океана первым в нее вошел штурман Иван Елагин на боте "Святой Гавриил" в июне 1740 года. Он выбрал место на берегу Ниакиной гавани и, выражаясь современным языком, построил экспедиционную базу. В октябре того же года в Авачинскую губу вошли и остались на зимовку пакетботы "Святой Петр" и "Святой Павел" под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова.

От этих событий и под именем святых покровителей пакетботов ведет свою историю старейший на Тихом океане российский порт и город Петропавловск-Камчатский.

Авачинская губа обеспечивает отстой судов разного типа в любом количестве и в этом отношении является одной из лучших гаваней в мире.

Авачинская губа и Петропавловский ковш фактически допускают круглогодичную навигацию, так как не замерзают или толщина льда небольшая и возможен заход судов с помощью буксиров с ледовой обшивкой или ледоколов портового типа. Судоходные глубины фарватеров вполне достаточны для прохода морских судов с любой осадкой.

Морской торговый порт

Шла Великая Отечественная война и в этот сложный для страны период Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление о строительстве в Петропавловске-Камчатском морского порта. 23 октября 1943 года Нарком морского флота СССР Ширшов П.П. издал приказ N 336 "Об организации Петропавловск-Камчатского морского торгового порта Наркомморфлота СССР". Эта дата и является днем основания порта.

Порт был построен в рекордный срок. Самый первый капитальный причал, тогда имевший №6, расположенный на восточном берегу Ниакиной гавани напротив мыса Сигнальный, на котором был установлен 100-тонный портальный кран-деррик, стал принимать грузы уже в апреле 1944 года. Причалы №1, 2 и 3, расположенные на той же стороне севернее, и склады вступали в строй один за другим во второй половине 1944 года. Последними были реконструированы и доведены до капитального состояния два причала, построенные в 1943 году. Прием в эксплуатацию всех шести причалов первой очереди был оформлен в феврале 1945 года. Это строительство было уникальным не только по срокам, но и качеству. Вряд ли такое где-либо было превзойдено или повторено, правда, и необходимости такой нигде, по всей вероятности, не возникало.

Только в самом начале капитального строительства образование территории порта велось отсыпкой вручную. По мере поступления импортной техники ручной труд вытеснялся машинами. Из импорта получили: грузовики "Студебеккер", компрессоры "Катерпиллер", передвижные электростанции, портальные краны, копры, шпунт Ларсена, цемент и многое другое. На гидротехническом участке работали 16 экскаваторов разных марок. Гидротехнические работы были механизированы даже выше современного уровня. Ленд-лиз потребовал и обеспечил строительство порта. Но на стройплощадке была и отечественная техника.

Петропавловский морской торговый порт официально вступил в число действующих предприятий в феврале 1945 года, однако переработка оборонных и народно-хозяйственных грузов велась в порту уже в 1944 году. Причалы были еще без оголовника, краны передвигались по временным подкрановым путям, на небетонированных причалах и территории порта стояла грязь, но порт действовал.

За истекшее время, с момента ввода порта в эксплуатацию, порт благоустраивался, увеличивал свой причальный фронт, расширял складскую площадь, увеличивал механическую вооруженность - вводились в эксплуатацию новые портальные краны, строились современные грузовые склады, пополнялся парк перегрузочных механизмов и судов портового флота.

В своей деятельности порту приходилось решать и такие задачи, с которыми не сталкивались другие порты, работающие в более благоприятных условиях.

Так, до 60-х годов в Петропавловоке-Камчатском отсутствовала единая энергетическая система. Каждое предприятие имело собственные карликовые энергостанции, а жилой фонд освещался с большими перебоями маломощной городской электростанцией. В 1948-49 г.г. на мысе Сигнальном была построена паро-турбинная электростанция мощностью 1000 квт, а в начале 90-годов было осуществлено строительство новой, дизельной электростанции, мощность которой была доведена до 3000 квт. Это полностью обеспечивало производственные потребности порта и освещение ведомственного жилого массива.

С 1951 года в порту усиленно началось строительство жилого фонда.

В 1963 году в порту было построено здание пассажирского морского вокзала. Это здание до настоящего времени является морскими воротами г. Петропавловска-Камчатского.

Порт сегодня

Петропавловский порт сегодня - это многоотраслевое транспортное предприятие. У порта большой парк не имевшихся ранее средств малой механизации - автопогрузчиков, электрокар, трюмных механизмов, разнообразных грузозахватных приспособлений, применяемых для специализированной переработки различных грузов. Порт располагает многотысячным парком универсальных грузовых площадок. С конца 50-х годов портом начала производиться переработка грузов в пакетах и контейнерах.

В первый послевоенный — 1946 год порт перёработал 205,6 тыс. тонн различных народно-хозяйственных грузов. В 1950 году переработка грузов удвоилась, составив 443,5 тыс. тонн, а в 1953 году порт переработал уже 810 тыс. тонн различных грузов. В 1956 году объем переработки грузов впервые превысил проектную мощность — один миллион тонн.

За период с 1966 по 1970 год переработка грузов увеличилась на 46%. И в 1970 году переработка грузов превысила два миллиона тонн. Переработка грузов в 80-х годах / 85-89 г.г. / составила 3,5 — 3,9 млн. тонн. И наконец, начало 90-х годов.

Нельзя не отметить резко возрастающий уровень механизации погрузо-разгрузочных работ, который с 62, З% в 1956-60 г.г. достиг практически 100% в 90-х. Порт является, пожалуй, самым высокомеханизированным предприятием области.

От работы порта зависит не только жизнеобеспечение города, но и всей Камчатской области. Перевозку и выгрузку народно-хозяйственных грузов в Северо-западные пункты Корякского автономного округа Тигиль, Палану и Манилы первые группы портовиков начали производить в 1957 году. При отсутствии каких-либо перегрузочных механизмов выгрузка груза с плавсредств на берег производилась "вручную" на спине. Уголь, доставляемый на плашкоутах, выгружался лопатами. Объем завоза груза составлял 2-3 тыс. тонн. Но невзирая на тяжелейшие условия труда, при отсутствии элементарных жилищных условий портовики честно и добросовестно выполняли порученное им дело.

С каждым годом рос поток грузов в эти пункты. Постепенно стали обустраиваться рейдовые пункты, поступала новая техника. Для перевозки стали использоваться новые плавсредства, которые о учетом больших приливов могли заходить в устья рек и вверх по реке для разгрузки грузов. Увеличение пропускной способности рейдовых пунктов обеспечило наиболее полное использование природно-экономических условий и местных возможностей для дальнейшего подъема материального благосостояния и культурного уровня народностей Севера Камчатки. Постоянное увеличение объема работ и интенсивности береговых грузовых операций требовало наращивания технической оснащенности экспедиции. В настоящее время количественный и качественный состав береговой перегрузочной техники обеспечивает своевременную разгрузку приходящих судов и плавединиц.

Хотя вопрос существования экспедиции порта, исходя из интересов самого порта, проблематичен и трудностей по ее организации в настоящее время все больше и больше, портовики в действительно суровых условиях Севера с честью решают и эту задачу.

Безусловно, что главным богатством порта являются его люди. Всех достойных перечислить, просто невозможно, поскольку коллектив порта складывался не за короткое время, а создавался годами.

ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт»
Адрес: 683000, г. Петропавловск-Камчатский, пл. Г. И. Щедрина, д. 2
Телефон: +7 (4152) 43-41-00, факс: +7 (4152) 43-44-19
Почта: sea@port.kamchatka.ru
© 1999-2017 ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт»
Официальный сайт: http://port.kamchatka.ru
При любом использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Rambler's Top100